Главная » 2012 » Сентябрь » 1 » История Хасанского района
03:16
История Хасанского района

Территория современного Хасанского района занимает узкую полосу побережья залива Петра Великого и является самой южной точкой на карте Приморского края. Историки утверждают, что до 50-х годов ХIХ века точных сведений о побережье южного Приморья в России и Европе не имелось. Сегодня известна карта боярского сына С.К. Ремезова, созданная в 1701 году, на которой Приморье обнесено крепостной стеной и обозначено как «царство Никанское» (Бохайское), граничащее с Китаем и Кореей. В XVIII в. (1759 г.) в России была издана китайская карта с изображением Приморья, но на ней очертания берегов, бухт и рек были обозначены лишь схематично.

фото: Славянка. Передача знамени

Фото: Славянка. Передача знамени

Первым русским судном, посетившим побережье южного Приморья, стал фрегат «Паллада», входивший в состав экспедиции Евфимия Васильевича Путятина. Всего два дня простояла «Паллада» на якоре у берегов Приморья (8-9 мая 1853 года). Экспедиция составила карту, которая была опубликована в России в 1857 году. Это и было первым упоминанием о посещении русскими судами побережья современного Хасанского района.

Разграничение границ между Китаем и Россией Айгунским  договором (1858 г.), а так же активная захватническая политика Англии и Франции на Тихом океане, неизбежно привели к повышению интереса российского правительства к югу Приморья и необходимости основания военных постов на этих территориях.

В 1858-1859 г.г. к берегам Приморья была направлена большая экспедиция под руководством генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева-Амурского Н.Н. В состав экспедиции входили пароходо-корвет «Америка», транспорт «Японец», корветы «Воевода», «Боярин», «Новик», клиперы «Стрелок» и «Пластун».

Фото: Корвет "Боярин"

5 июня 1858 г.  все суда вышли из залива Чихачева (Де-Кастри), а 19 июня корвет «Америка» с генерал-губернатором на борту вошел во внутреннюю бухту залива Посьета. К этому моменту на северном берегу большой бухты в заливе Посьета был уже разбит лагерь другой русской экспедиции (Уссурийской), которая прибыла туда  14 июня. Экспедиция под руководством полковника К.Ф. Будогосского прошла по Уссурийскому краю сушей, переправляясь через реки на юг к заливу Посьета, где была назначена встреча с Муравьевым-Амурским. 15 июня над лагерем был поднят русский государственный флаг. Таким образом, впервые было заявлено, что эта территория принадлежит Российскому государству. Утром 20 июня состоялась встреча двух экспедиций на борту «Америки». В память об этом событии бухта, названная в 1854 г. Западной, получила новое название - бухта Экспедиции. На следующий день началась работа по изучению местности: астрономические наблюдения, промеры глубин и т.д.

Современники вспоминают, что Муравьев-Амурский, впервые увидев залив Посьета, назвал его «одной из лучших гаваней в свете». Тогда он писал в Петербург: «Бухту Посьета мы отмежевываем себе и границу проводим до устьев реки Тюмень-Ула, которая составляет границу Кореи с Китаем. Не хотелось бы захватывать лишнего, но оказывается, необходимо: в бухте Посьета есть такая прекрасная гавань, что англичане непременно бы ее захватили при первом разрыве с Китаем». 25 июня эскадра ушла из залива в Китай.

Исследование Уссурийского края продолжалось и в последующие годы. Уже в 1859 г. началось систематическое изучение побережья Японского моря. Его вели корабли Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала А.А. Попова.

Образованная в 1860 г. Гидрографическая экспедиция под начальством В.М. Бабкина положила на карту все открытые бухты и острова и дала первое их навигационно-гидрографическое описание. Он же впервые поставил вопрос о создании постоянно действующей гидрографической организации на Дальнем Востоке, начало которой положила деятельность К.С. Старицкого в 1865-1870 годах. Старицкий определил на русском берегу Японского моря ряд основных астрономических пунктов, позволивших значительно исправить существующие карты и послуживших основой для последующих гидрографических работ.

История заселения территории современного Хасанского района русскими людьми началась с основания военных постов, первым из которых стал пост Новгородский. Это был самый первый пост в истории Южного Приморья. Вечером 11 апреля 1860 г. И.Ф. Лихачев на «Японце» прибыл в Новгородскую гавань залива Посьета. Учитывая сложившуюся политическую ситуацию, И.Ф. Лихачев не стал дожидаться дальнейших указаний и решил самостоятельно выставить здесь военный пост. В течение апреля и мая солдаты занимались строительством поста и разработкой угля. Первыми сооружениями были солдатские казармы с кухней на 24 человека и офицерский дом. На территории поста был устроен огород, посажены овощи. 

Фото: Новокиевск. Передача знамени командиру

21 июня 1860 г. в залив Посьета прибыл транспорт «Маньчжур» под командованием Шефнера А.К (всего лишь днем раньше – 20 июня – Шефнером А.К. был основан пост в порту Влади-Восток, где была высажена на берег команда из 31 человека). Пост в течение нескольких лет имел два наименования: Посьет - по наименованию залива, названного именем офицера Посьета К.Н., обследовавшего залив в 1854 в составе экспедиции Путятина Е.В., и Новгородский — по названию бухты в заливе Посьета, описанной экспедицией Муравьева-Амурского Н.Н.

Долгое время не мог решиться вопрос - какая же из двух южных гаваней более удобна для основания в ней главного морского порта Восточного океана. Первое время предпочтение отдавалось Новгородскому посту, однако, в 1871 году вопрос был окончательно решен в пользу Владивостока.

Возникновение военных постов на территории Приморья потребовало наладки постоянного сообщения между ними. Наиболее привлекательным по своему промежуточному положению между Владивостоком и постом Новгородским оказался Славянский залив. По одной из версий название заливу дано в 1859 г. Н.Н. Муравьевым-Амурским в знак того, что эти места принадлежат славянам - русским. Прежнее наименование залива «порт Брюс» было дано ему  английскими моряками и нанесено на карты в 1855 году. Залив выгодно отличался от других тем, что берега его были сплошь покрыты лесом, так необходимым для строительства. Именно здесь с лета 1860 г. периодически велась заготовка строевого леса для поста Новгородского. Таким образом, весной 1861 г. с открытием навигации был основан пост в одной из бухт Славянского залива, так же получивший название Славянка. Первыми поселенцами здесь стали присланные капитаном И.Ф. Черкавским из Новгородской гавани 7 солдат 4-го линейного батальона.

Место, где были возведены первые постройки нового поста, неизвестно, но сохранилось его описание в воспоминаниях командира Владивостокского поста Е.С. Бурачка, побывавшего в нем  в январе 1862 года: «13 утром пришли в Славянский станок, располагавшийся на южном берегу южной бухты. Около него видны были еще издали стога сена, за которыми углядывались две крыши домов. Солдаты несказанно обрадовались прибывшим и старались угостить самым лучшим, что у них было, - красною рыбой…».

В дальнейшем пост рос, но по-прежнему сохранял значение промежуточного, население его оставалось преимущественно военным. С 1862 г. на территории южного Приморья началось активное строительство промежуточных станций. По  сведениям известного путешественника Н.М. Пржевальского, к 1869 году на территории современного Хасанского района числилось уже 6 почтовых станций: Гаккелева  (21 верста), Черкасская (17 верст), Новая Славянка (17 верст),  Рязановка  (16 верст),   Гладкий (24 версты), Гавань Новгородская (20 верст).

Фото: Улица в Новокиевском

Возникающие в первое десятилетие освоения южных гаваней военные посты, создаваемые с целью охраны приобретенных земель, управлялись из Николаевска и не имели никакого гражданского управления. Воинская команда и немногочисленное гражданское население постов управлялись начальниками постов – офицерами русской армии и военно-морского флота.

12 ноября 1869 года Государственным Советом была учреждена должность пограничного комиссара, резиденцией которого стало с. Новокиевское (ныне п. Краскино Хасанского района). Деятельность пограничного комиссара определялась особыми инструкциями вначале генерал-губернатора Восточной Сибири, а затем Приамурского генерал-губернатора. Она заключалась преимущественно в охране границы со стороны Китая и Кореи от бродяг и банд хунхузов, во взаимной выдаче русских и китайских подданных в соответствии с имеющимися договорами, в решении денежных вопросов между китайцами и русскими, проживающими в приграничных районах, в рассмотрении дел, связанных с нарушениями границы, дипломатического  урегулирования территориальных проблем. Кроме этого, в ведение пограничного комиссара входила разведка в соседних с Россией районах Кореи и Китая,  контроль за всеми лицами, прибывающими в Приморье из сопредельных государств.

Для регулярной охраны границ южных территорий, в особенности с Манчжурией, правительство признало необходимым также усилить пограничную землю казаками, которым вменялось помимо обороны территории еще и хозяйственное ее освоение. В 1879 г. часть казаков Амурского казачьего войска выехали в Южное Приморье, где в пограничной полосе южнее озера Ханки возникло 10 новых поселков, а в 1889 г. было образовано Уссурийское казачье войско. Первоначально охрану границы несли казачьи разъезды. Недалеко от границы были построены здания, где останавливались казаки - семьями они у границы не проживали.

Фото: Славянка 1900 г.

Открывающаяся перспектива  заселения новых земель, с первых же лет существования постов привлекала сюда и деловых людей.  11 января 1862 г. пост Новгородский вместе с Е.С. Бурачком посетил первый Владивостокский купец Семенов, интересовавшийся возможностью развития здесь торговли. А в книге Пржевальского упоминается о том, что в Новгородском посту, кроме 8 казенных домов, в которых живут солдаты со своими начальниками, имеется два частных, принадлежащих иностранному купцу, занимающемуся здесь закупкой морской капусты. К концу XIX - началу ХХ в.в. на территории района существовало несколько отделений торгового дома «Кунст и Альберс»: 1868 - Барабаш, 1887 - Адими, 1889 - Посьет, 1891 - Новокиевка (фото), 1906 - Зайсановка.

Первыми гражданскими поселениями на территории района были корейские и китайские поселения. Письменные источники конца XIX в. утверждают, что, когда русские в 1860 г. обосновались в Уссурийском крае, он был почти пустынным, лишь кое-где встречались китайские фанзы, «а их обитатели оказались одинокими промышленниками и бессемейными беглецами из Китая».

Однако, в отличие от остальной части Уссурийского края, территория нынешнего Хасанского района была более плотно заселена вследствие своего уникального геополитического положения (сказалась близость Китая и Кореи). Об этом наглядно говорят карты того времени. Особенно это характерно для южной части района, где обозначены многочисленные китайские  и корейские деревни, а также – отдельно стоящие китайские и корейские фанзы. Кроме того, во время промысловых сезонов сюда во множестве стекались ловцы трепанга, сборщики морской капусты, женьшеня и др.

Местное население относилось к русским довольно доброжелательно. Наши моряки и военные закупали у них овощи, соль, свежее мясо, рыбу и пр. С коренным же населением Китая, который в это время находился под властью маньчжуров, отношения складывались совершенно иначе. Отношение к русским было довольно враждебное, хотя до открытых столкновений не доходило. Ряд попыток завязать дружественные отношения с жителями приграничных китайских деревень натолкнулись на противодействие официальных представителей власти.

С середины 60-х годов XIX в. население района стало быстро увеличиваться за счет беженцев из Кореи, откуда их гнали голод, нищета, безземелье. Первоначально корейцы оседали преимущественно на территории современного Хасанского района от берега реки Тумень-Ула до долины реки Мангугай. Исследователи того времени объясняют это тем, что климатические условия здесь такие же, как и на родине переселенцев. Это позволяло им применять сходные способы обработки земли и выращивать те культуры, к которым они были привычны.

Из года в год наплыв корейских переселенцев увеличивался, что поначалу приветствовалось русским правительством ввиду малонаселенности территории. В последующие же годы политика русских властей в отношении переселенцев из Кореи резко меняется. Помимо распоряжения посетившего гавань Посьета в феврале 1871 года генерал-губернатора Восточной Сибири Синельникова об отправке прибывающих корейцев в Амурский край, были приняты меры, способствующие аккультурации и ассимиляции корейцев на территории Приморского края. Значительную роль в этом процессе сыграла и русская православная церковь.

В 60-х годах XIX века, крестились первые корейские иммигранты, живущие вблизи Новгородской гавани на территории Посьетского участка. В 70-х гг. XIX в. возникают первые корейские приходы. Одновременно создаются миссионерские станы, состоящие из нескольких сел с церквями, часовнями и школами.

Параллельно  с организацией миссионерских станов  шел  процесс становления   русских  школ  для  детей  корейцев  русско-подданных. Первая школа была открыта в 1868 году в селении Тизинхэ. Обучалось в  ней 20 детей. Через год из-за отсутствия средств, школу пришлось закрыть.

К 1894 году в Приамурской губернии имелось 10 корейских школ,  в основном фанзовой постройки, 6 из которых на территории Посьетского участка:  в с.Заречье, Красное село, Новая деревня ( Чурихэ ), Янчихэ,  Тизинхэ, Адими.

Процесс же заселения Приморья русскими переселенцами, начавшийся в 1865 г., шел гораздо медленнее. По данным Ф.Ф. Буссе первыми русскими гражданскими переселенцами на территории современного  Хасанского района стали старообрядцы , перевезенные с партией из 45 семейств пароходом «Курьер» из Амурского края (Аяна) во Владивосток. Осенью 1870 г. 10 крестьянских семей из этой партии численностью в 58 душ поселились близ устья реки Мангугай  в селении Алмазовка, названном по имени клипера, экипаж которого помог переселенцам обосноваться на новом месте.

В соответствии с законом 1861г. земельные наделы в Приморье нарезались в размере 100 десятин. Первые   переселенцы занимали любые понравившиеся им участки,  поэтому на карте района к концу XIX началу ХХ в. часто    встречается    слово    «заимка» (так    назывались поселения и земельные участки, занятые кем-либо по праву первого владения). Фактический же отвод земель уже существующим селениям начался лишь с 1876 г. Поселения, образованные на основе старого закона, впоследствии назвали старожильческими. На территории района их было несколько: Або, Богославка,  Занадворовка, Овчинниково, Пеняжино, Попова гора и др.

Благодаря выгодному географическому положению, наличию военных постов Новгородского и Славянского, близости порта Владивосток, заселение  территории района шло быстрыми темпами. Созданный в 1909 г. Комитет по переселению еще более ускорил этот процесс. Южно-Уссурийским Переселенческим управлением в районе было образовано около тысячи хуторов. В результате активной переселенческой политики российского правительства, район быстро заселялся, к началу 90-х годов его население уже составляло порядка 15 тыс. человек. В самостоятельную административную единицу территория современного Хасанского района была выделена лишь в 1881 г. как  Посьетский участок Южно-Уссурийского края Приморской области При-Амурского края.

 

В 1917 году, после Великой Октябрьской революции, территория современного Хасанского района входила в состав Никольск-Уссурийского уезда Приморской области и делилась на волости: Адиминскую и Янчихинскую. С 1920 по 1922 годы территория района была составной частью в Никольск-Уссурийском уезде Приморской области Дальневосточной Республики. 6 ноября 1922 года был вновь образован Посьетский район.

В 1928 году центр из Славянки перенесен в село Новокиевское (с 1936 года — село Краскино). С 1938 года Посьетский район вошел в состав Приморской области Приморского края. В 1939 году для увековечения памяти героев Хасана Посьетский район был переименован в Хасанский район. Областное правление было упразднено, район стал подчиняться непосредственно краю. В октябре 1971 года центр района вновь переместился в посёлок Славянка.

В 1990 году СССР и КНДР подписали договор об установлении линии государственной границы по фарватеру реки Туманной, после чего на территории района оказалась спорная территория — бывший остров Ноктундо.

В 2005 году была проведена муниципальная реформа, после которой район получил статус муниципального района и был разделён на два сельских и шесть городских поселений.

(источник материала: http://d-m-vestnik.livejournal.com/311151.html)

Категория: ИСТОРИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ | Просмотров: 5384 | Добавил: vagan | Теги: История, Хасан, Хасанский район | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar